25.02.2013

Сумеречный хищник в наших краях

Лунная зимняя ночь. На снегу лежат четкие тени от деревьев. Тишина в лесу. Снег кажется желтоватым, а тропинка, протоптанная по нему, - ровная-ровная, словно по линейке проложена через бор. Засыпает село. Еще час назад видно было отсюда, из леса, как в окнах домов светящимися точками горел свет. Но вот один за одним стали гаснуть огоньки. Вот погасло чье-то окно, последнее, луна уложила всех спать. На темных крыльях летит бесшумная ночь. Над лесом она особенная. Кажется, нет верхушек сосен. Они где-то там, высоко под звездами.

Вдруг кто-то жалобно ухнул, будто тяжело вздохнул. Это филин готовится к охоте. Ему ночь – помощница. Улетит сейчас птица в очках (так филина иногда называют пожилые люди), присядет где-нибудь на вершинке дерева и будет сидеть неподвижно, ожидая добычу. Птица хорошо видна на фоне желтого небесного пятака: удлиненные перья на ее голове похожи на ушки.

Редок филин в наших лесах, нуждается он в особой охране. На территории заказника «Кемский» обитает всего две-три пары. Гнездо филины сооружают на земле. Два гнезда я находил в сосновом бору, а одно – на поле, недалеко от леса. В нем в конце мая появляются птенцы, чаще всего два. Растут птенцы очень быстро, и, так сказать, сами по себе, самостоятельно. Если сравнивать их с другими птенцами, то молодые филины – самые крупные у нас в лесах птенцы после журавля.

При приближении человека к гнезду филинята шипят и щелкают клювами, но не пускаются в бегство, защищаются, как могут, на месте. Один пастух рассказывал мне, что когда его собака нашла в районе Мынгал гнездо филина с птенцом, не смогла его задавить, он ее не подпустил к себе. Я, конечно, не поверил пастуху, попросил его показать мне это гнездо. Он привел меня к нему. В гнезде оказался не один птенец, а двое, живых и очень активных.

Я предупредил пастуха, чтобы больше он собаку с собой не брал, тем более, что находиться на территории заказника с собаками запрещено правилами. Граница заказника «Кемский» проходит вдоль реки Кемь от села Вороковка на север до границы с Енисейским районом, ширина территории заказника – по 2,5 километра в каждую сторону от русла река.

Этой зимой со мной произошел интересный случай, виновником которого была, правда, сова, а не филин. Многие охотники знают, что совы любят сидеть на деревьях возле избушек. Когда там живут люди, там всегда полно мышей. Их приманивают к жилищу людей отходы со стола. По ночам мыши бегают по избушке и топают при этом, как говорится, как кони. Иной раз уснуть невозможно. У сов же слух очень хороший, они слышат эту мышиную возню и терпеливо ожидают, когда мыши выскочат на улицу, где их тут же ловят ночные охотники.

В тот раз мы едва устроились вечером на ночлег в избушке, как тут же бесшумно появилась сова. Ночью я вышел за дровами. Вдруг надо мной раздались очень громкие и грубые звуки, напоминавшие человеческий хохот. Честно признаюсь, сердце у меня от неожиданности оказалось в пятках. Я пулей влетел в избу и с криком «Убью, собака!» схватил ружье и патроны. Напарник, который отдыхал на нарах, удивленно поднял голову и посмотрел на меня. Я махнул рукой и вылетел на улицу, на ходу заряжая ружье. Но стрелять было уже не в кого. Я долго шарил лучом света от фонарика по верхушкам деревьев, но совы уже не было. Я вернулся в избушку и объяснил удивленному напарнику причину моей нервной вспышки. Потом мы долго смеялись. А я целую неделю, выходя по вечерам из избушки, с опаской заглядывал на деревья. Но гостья больше так и не появилась…

Николай Романов,
Госинспектор по охране ООПТ





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru