Законодательное собрание Красноярского края
N 3-804
6 декабря 2007 г.

Закон Красноярского края Об охране окружающей среды в Красноярском крае

Настоящий Закон направлен на обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов на территории Красноярского края и обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в пределах территории Красноярского края, и порядок реализации органами государственной власти края во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

Настоящий Закон распространяется на физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, воздействие на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (далее - природопользователи).

Статья 1. Полномочия Законодательного Собрания края в области охраны окружающей среды

К полномочиям Законодательного Собрания края в области охраны окружающей среды относятся:

    а) принятие законов края в области охраны окружающей среды и осуществление контроля за их исполнением;

    Пункт "б" статьи 1 утрачивает силу с 1 января 2009 года (пункт 2 статьи 15 данного документа).

    б) утверждение долгосрочных краевых целевых программ в области охраны окружающей среды;

    в) учреждение Красной книги Красноярского края;

    г) образование зеленых зон, входящих в состав пригородных зон;

    д) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством края.

Статья 2. Полномочия Совета администрации края в области охраны окружающей среды

К полномочиям Совета администрации края в области охраны окружающей среды относятся:

    а) участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории края;

    б) участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории края;

    в) государственное управление в области охраны окружающей среды на территории края;

    г) разработка долгосрочных краевых целевых и ведомственных целевых программ в области охраны окружающей среды;

    д) установление краевых нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы, не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

    е) утверждение перечня должностных лиц органов исполнительной власти края, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды края);

    ж) принятие решений об образовании особо охраняемых природных территорий краевого значения, за исключением зеленых зон, входящих в состав пригородных зон, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

    з) установление порядка принятия решений о корректировке платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом освоения природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий;

    и) установление порядка формирования и функционирования краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории края;

    к) установление порядка формирования и использования краевых информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

    л) установление порядка и методов эколого-хозяйственного зонирования территории края (далее - эколого-хозяйственное зонирование);

    м) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 3. Полномочия органов исполнительной власти края в области охраны окружающей среды

К полномочиям органов исполнительной власти края, уполномоченных в области охраны окружающей среды, относятся:

    а) реализация долгосрочных краевых целевых и ведомственных целевых программ в области охраны окружающей среды;

    б) участие в осуществлении государственного экологического мониторинга окружающей среды в порядке, установленном действующим законодательством;

    в) обеспечение формирования и функционирования краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории края;

    г) осуществление краевого государственного экологического контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории края, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в порядке, установленном действующим законодательством;

    д) организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры на территории края;

    е) обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

    ж) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

    з) ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль на которых осуществляется органами исполнительной власти края;

    и) осуществление в установленном федеральным законодательством порядке контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

    к) ведение Красной книги Красноярского края;

    л) участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории края;

    м) организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

    н) формирование краевых информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

    о) организация проведения эколого-хозяйственного зонирования;

    п) осуществление экологической паспортизации территории;

    р) осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории края;

    с) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 4. Межрегиональное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Все вопросы межрегиональных отношений с субъектами Российской Федерации, территории которых граничат с территорией края, возникающие при реализации Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящего Закона, регулируются соглашениями и договорами, в случае их отсутствия - в судебном порядке.

Статья 5. Финансирование долгосрочных краевых целевых и ведомственных целевых программ в области охраны окружающей среды

Финансирование долгосрочных краевых целевых и ведомственных целевых программ в области охраны окружающей среды предусматривается за счет средств краевого бюджета.

Статья 6. Вопросы экономического регулирования в области охраны окружающей среды

1. К природопользователям применяются методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством.

2. Условиями применения методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды являются:

    а) сокращение объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ;

    б) сокращение объемов сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

    в) сокращение объемов подземного размещения загрязняющих веществ;

    г) сокращение объемов образования отходов;

    д) сокращение объемов токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

    е) сокращение объемов потребления природных ресурсов (земельных, водных, минеральных, лесных);

    ж) внедрение наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии;

    з) использование вторичных ресурсов, переработка отходов;

    и) осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды.

3. Корректировка размера платы за негативное воздействие на окружающую среду применяется к природопользователям при освоении ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в порядке, установленном Советом администрации края.

Статья 7. Планирование деятельности в области охраны окружающей среды

1. Планирование деятельности в области охраны окружающей среды осуществляется с учетом прогнозов социально-экономического развития края, федеральных программ в области охраны окружающей среды с целью обеспечения сочетания экономических, экологических и социальных интересов населения края, на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды, предложений граждан и общественных объединений.

2. Планирование деятельности в области охраны окружающей среды осуществляется в форме разработки природоохранных мероприятий в составе:

    а) проектов, концепций, программ и планов отраслевого и краевого социально-экономического развития;

    б) краевых долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ в области охраны окружающей среды;

    в) документации по созданию новой техники, технологий, материалов, веществ;

    г) проектов водоохранных зон водных объектов.

Статья 8. Эколого-хозяйственное зонирование

1. Эколого-хозяйственное зонирование осуществляется систематически на всей территории края для определения обязательных условий, предъявляемых к хозяйственной и иной деятельности, ограничений на конкретной территории края, определения границ территорий края с особым режимом хозяйственной деятельности, с целью выявления устойчивости территорий к антропогенным нагрузкам.

2. Порядок и методы эколого-хозяйственного зонирования устанавливаются Советом администрации края.

3. Результаты эколого-хозяйственного зонирования используются для:

    а) разработки прогнозов социально-экономического развития края;

    б) дифференциации состояния компонентов природной среды на территории края;

    в) обоснования оптимальных и предельно допустимых антропогенных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

    г) установления ограничений хозяйственной и иной деятельности на отдельных территориях;

    д) определения границ территорий с ограниченным режимом хозяйственной и иной деятельности;

    е) выбора способа хозяйствования при планировании хозяйственной и иной деятельности;

    ж) установления краевых нормативов качества окружающей среды;

    з) иных целей.

4. Результаты эколого-хозяйственного зонирования учитываются при принятии решения о предоставлении земельного участка для размещения, проектирования, строительства зданий, строений, сооружений, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.

Статья 9. Краевые нормативы качества окружающей среды

1. Краевые нормативы качества окружающей среды разрабатываются с учетом природных особенностей территорий и акваторий, назначения природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, существующего фонового уровня загрязнения территории.

2. Краевые нормативы качества окружающей среды содержат уровни концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах, почве и иных природных объектах по физическим, химическим, биологическим показателям и (или) их совокупности, не превышающие показатели, установленные на федеральном уровне.

3. Краевые нормативы качества окружающей среды устанавливаются Советом администрации края.

Статья 10. Обязанности природопользователей в области охраны окружающей среды при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности

При планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности природопользователи обязаны:

    а) соблюдать краевые нормативы качества окружающей среды;

    б) представлять по запросу органов исполнительной власти края, уполномоченных в области охраны окружающей среды, достоверную информацию об объектах и источниках, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

    в) разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия, обеспечивающие предупреждение неблагоприятных экологических и других последствий реализации хозяйственной и иной деятельности, а также снижение негативного воздействия на окружающую среду при реализации хозяйственной и иной деятельности;

    г) осуществлять производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) в соответствии с действующим законодательством;

    д) проводить оценку воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

    е) своевременно извещать органы исполнительной власти края, уполномоченные в области охраны окружающей среды, соответствующие органы местного самоуправления, территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора о случившейся аварийной или чрезвычайной ситуации и мерах, которые необходимо принять для обеспечения безопасности населения и сохранения окружающей среды;

    ж) выполнять иные требования в области охраны окружающей среды, установленные действующим законодательством.

Статья 11. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

1. Хозяйственная и иная деятельность на территории края с учетом географических, природных и социально-экономических особенностей, приводящая к нарушениям установленных нормативов (лимитов) воздействия на окружающую среду, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в установленном законодательством порядке.

2. На территории края запрещается:

    а) разработка и реализация проектов, связанных с нарушением экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата, массовым уничтожением животных и растений, с наступлением других неблагоприятных последствий;

    б) осуществление хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, если она ведет к деградации природных объектов;

    в) осуществление хозяйственной и иной деятельности в пределах зон и округов санитарной охраны водных объектов - источников питьевого водоснабжения, кроме определенной в утвержденных проектах данных зон;

    г) сжигание отходов производства и потребления открытым и иным способом без очистки выделяемых газов и без специальных установок;

    д) использование пестицидов и иных токсичных химических веществ, срок действия которых истек или с нарушением правил их применения.

Статья 12. Организация краевого государственного экологического мониторинга окружающей среды на территории края

1. Краевой государственный экологический мониторинг окружающей среды на территории края осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия, и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

2. В целях осуществления краевого государственного экологического мониторинга окружающей среды, организации и проведения эколого-хозяйственного зонирования формируется и обеспечивается функционирование краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды.

3. Информация, полученная при осуществлении краевого государственного экологического мониторинга окружающей среды, является составной частью краевых информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и используется органами исполнительной власти края в области охраны окружающей среды при:

    а) разработке прогнозов социально-экономического развития края;

    б) разработке долгосрочных краевых целевых и ведомственных целевых программ в области охраны окружающей среды, инвестиционных проектов, а также природоохранных мероприятий;

    в) осуществлении государственного экологического контроля;

    г) прогнозировании чрезвычайных ситуаций природного характера и проведении мероприятий по их предупреждению;

    д) установлении зон экологического бедствия.

4. Порядок формирования и функционирования краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории края устанавливается Советом администрации края.

Статья 13. Порядок формирования и использования краевых информационных ресурсов о состоянии окружающей среды

1. Порядок формирования краевых информационных ресурсов о состоянии окружающей среды, включая сбор, хранение, аналитическую обработку информации, их использования устанавливается Советом администрации края.

2. Красноярский край является собственником краевых информационных ресурсов о состоянии окружающей среды:

    формируемых (создаваемых, приобретаемых) за счет средств краевого бюджета;

    формируемых на основе документов, представляемых в установленном федеральным законодательством порядке в органы государственной власти края;

    формируемых государственными и иными организациями в результате исполнения ими функций, делегированных органами исполнительной власти края;

    включаемых в состав краевых информационных ресурсов о состоянии окружающей среды по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

    Правомочия собственника краевых информационных ресурсов о состоянии окружающей среды осуществляют органы исполнительной власти края, уполномоченные в области охраны окружающей среды, в рамках их компетенции.

Статья 14. Экологическое образование и обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды

1. Органы исполнительной власти края, уполномоченные в области охраны окружающей среды, поддерживают и поощряют экологическое образование, развитие внешкольных форм экологического воспитания, проведение семинаров, конкурсов, олимпиад и иных форм экологического образования и воспитания молодежи.

2. Экологическое просвещение населения осуществляется посредством:

    распространения через средства массовой информации уполномоченными органами государственной власти края, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды, и органами местного самоуправления экологической информации о состоянии окружающей среды, о региональных экологических проблемах и путях их решения;

    содействия распространению экологических знаний библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры;

    эколого-просветительской деятельности общественных объединений;

    организации и проведения научно-практических конференций и семинаров по проблемам экологии;

    выпуска экологической литературы для населения;

    других форм распространения массовой информации.

3. Мероприятия в сфере экологического образования и просвещения включаются в долгосрочные краевые целевые и ведомственные целевые программы в области охраны окружающей среды, а также могут включаться в программу социально-экономического развития края.

Статья 15. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования в газете "Краевой вестник" - приложении к газете "Вечерний Красноярск".

2. Пункт "б" статьи 1 утрачивает силу с 1 января 2009 года.

Губернатор
Красноярского края
А.Г.Хлопонин
20.12.2007




тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru