В семинаре приняли участие представители культурной, образовательной и природоохранной сфер
Теория и практика формирования экологической культуры
17 августа в селе Григорьевка Шушенского района прошёл семинар на тему «Формирование экологической культуры: методические подходы и практический опыт». Этот форум с выездом ООПТ объединил специалистов, действующих в разных направлениях, но с одной целью, которая, собственно, и была вынесена в название семинара!
Ведомые этой целью, для обсуждения теории и практики экопросвещения встретились преподаватели дошкольного, школьного, дополнительного и профессионального образования, работники культурной и природоохранных сфер. В рамках семинара они раскрыли друг другу множество важных деталей и тонкостей своей работы, поделились опытом и рассказали о собственных достижениях.
Организаторами семинара стали государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский», Ассоциация заповедников и национальных парков Алтае-Саянского региона и МБОУ «Григорьевская СОШ им. А.А. Воловика.
Экологическая культура – это то, что не может взяться ниоткуда, её необходимо воспитывать. Именно таким воспитанием и занимаются работники колледжей, кружков, школ и детских садов. С юных лет их «подопечные» изучают природу и учатся любить её во всех её проявлениях. Экологические кружки и школы на базе детских садов позволяют детям наблюдать за природными явлениями и выполнять постепенно усложняющиеся задания, которые развивают и тренируют не только мыслительные навыки вместе с памятью, но и умение выполнять кропотливую научную работу.
Казалось бы, довольно сложно увлечь маленького ребёнка чем-то «научным», и это действительно так, но только в том случае, если «научное» подано неинтересно и скучно. А когда у малыша есть возможность почувствовать себя взрослым, серьёзным и самостоятельным, узнавая при этом всё больше и больше занимательных фактов, процесс превращается в увлекательную экологическую игру…
Не чураются подобных игр и дети постарше, ведь в любом возрасте лучше всего усваивается та информация, которая подаётся легко, а слушается с интересом. А ещё – та, которую можно потрогать или увидеть. Для того, чтобы предоставить любознательным школьникам шанс на практике проявить и проверить свои знания, многие преподаватели готовы даже отказаться от заслуженного отдыха. Ежегодно по десять дней отпуска тратят учителя Шушенской средней школы №2 на натурные выезды, во время которых ребята исследуют местную флору и фауну, проводят эксперименты и делают собственные выводы, оформляя их в научно-исследовательские работы.
После таких экспедиций мальчики и девочки могут с гордостью считать себя не только мастерами написания этих работ, но и практическими специалистами, успевшими, так сказать, «понюхать пороху», узнать, в чём заключается вся соль полевых работ.
Такой практикой может похвастать не каждая школа, зато практически в каждой школе создаются кружки и объединения, направленные на поддержание в детях экологического интереса. Так, в гостеприимной григорьевской школе, приютившей экопросветительский семинар, реализуются 8 дополнительных программ, на две из которых стоит обратить особое экологическое внимание. Это программы «Школьный музей» и «Школьная пасека». С музеем, впрочем, всё понятно уже из названия, а вот пасека – проект, прямо скажем, новаторский.
«Мы будем рады, если из наших учеников вырастет хотя бы один пчеловод, - призналась завуч по учебно-воспитательной работе Татьяна Егоровна Андросова. – Это уже будет большой победой».
И это действительно так, ведь всё большое начинается с малого. Вот и, начав с детсадовского возраста, экологическое сознание идёт по жизни вместе с человеком – через школьные уроки биологии и географии, через разнообразные кружки, посвящённые флоре и фауне… и даже через лекции в профессиональных учебных заведениях. Так, КГБОУ СПО «Шушенский сельскохозяйственный колледж» принимает активнейшее участие в формировании экологической культуры: каждый год там проводятся разнообразные тематические выставки, и намного чаще – творческие вечера «Дом, в котором мы живём» и «Зелёная планета».
Но откуда человеку остаётся черпать знания, когда его учёба заканчивается?
Верно, из книг. А прямой путь за книгами лежит в библиотеку, и роль этих заведений в формировании культуры (не только экологической, но и вообще) нельзя недооценивать. Районное объединение библиотек на своём примере показало участникам семинара, какие перспективы открывает использование библиотек не только в качестве инструмента, но и как проводника экологического просвещения.
Выступили на семинары и специалисты отделов экологического просвещения национального парка «Шушенский бор» и природного парка «Ергаки», а так же КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края». В своих выступлениях они подчеркнули необходимость воспитания в местном населении подлинной экологической культуры, которая – ко всему прочему – является гарантом не только экологического благополучия нашей планеты в целом, но и настоящей душевной гармонии каждого человека в частности. Гармония с собой невозможна без гармонии с природой, разве не так?
Дарья Лысенко,
Методист отдела экологического просвещения и рекреации
КГКУ «Дирекция по ООПТ»