Мероприятие Птичий День для воспитанников детского сада
Ученики Ужурской СОШ на лекции, посвящённой Дню Птиц
Экологический десант на памятник природы Родник в районе Академгородка
Выезд на территорию памятника природы пещера Караульная
Научно-практическая студенческая конференция Инновационный потенциал экологической деятельности
Экологическое просвещение молодёжи
Последнее время становится модным уделять своё внимание экологии. Это вполне объяснимо: в первую очередь, потому, что мир, в котором мы живём, доведён если не до критического состояния, то, по крайней мере, до состояния, вызывающего серьёзные опасения.
Но просто опасаться – это довольно бесполезное занятие, в то время как для того, чтобы хотя бы таким или – может быть, чуточку лучше, - этот мир увидели наши потомки необходимо всерьёз браться за сохранение природных богатств. И даже не только за сохранение, но и за преумножение. Чем больше людей осознают необходимость такого пути и такого подхода, тем легче будет добиться настоящего результата на этой дороге.
Как сделать так, чтобы количество осознающих, экологически культурных людей возрастало?
Ответ логичен: постоянно рассказывать им о происходящем, держать в курсе состояния родной природы, информируя и задавая тон восприятию. Но для этого, безусловно, нужно, чтобы было, кому рассказывать и кого держать в курсе. Информация не может дойти до своего адресата, если этого адресата не существует – или если он не способен эту информацию впитывать. И потому, для того, чтобы старания не пропадали впустую, необходима некая база.
«Базой», как нетрудно догадаться, является молодёжь – самая активная, самая подвижная и самая развивающаяся часть любого общества, в силу своего возраста и социального положения наиболее склонная к поискам себя в мире и мира в себе. Но, если копнуть поглубже, то подобные поиски начинаются ещё в детстве – а значит, именно с детства и следует начинать.
Многие учреждения дошкольного образования «исповедуют» эту истину уже сейчас. Работники детских садов стараются не просто объяснять своим воспитанникам ценность живой природы и необходимость бережного к ней отношения, но и наглядно демонстрировать им чудеса, на которые она способна. Совместные проекты – наблюдения за растениями и семенами, помощь птицам в зимнюю пору, - становятся первыми шажками маленького человечка в огромный и прекрасный мир флоры и фауны.
Этот мир остаётся огромным и прекрасным даже тогда, когда маленький человечек подрастает. Школьное образование также старается заботиться об экологическом воспитании своих учеников: преподаватели-энтузиасты в Шушенской средней школе №2, к примеру, ежегодно тратят полторы недели отпуска на то, чтобы вместе со своими учениками совершить выезд на природу, исследовать её и провести увлекательные эксперименты. Конечно, подобные мероприятия может провести не каждая школа, но практически каждая способна уделить особое внимание компоненту экологического просвещения, как в рамках уроков биологии или истории родного края, так и в рамках внеклассной работы.
С университетами дела обстоят сложнее, ведь профиль их гораздо уже, но… Выезды на особо охраняемые природные территории, регулярные экологические конкурсы и мероприятия природоохранной тематики – всем этим активно занимаются специалисты краевого государственного казённого учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям».
Повышение уровня экологической культуры, работа с населением является одним из приоритетных направлений деятельности отдела экологического просвещения Дирекции.
Согласно определению, экологическое просвещение – это совокупность информационно-агитационных методов и средств, направленных на планомерное воздействие на сознание людей с целью формирования общественного мнения и взглядов отдельных личностей в духе высокой ответственности за сбережение ООПТ как важнейшего компонента биосферы, стабилизирующего экологическую обстановку на планете.
Целями экологического просвещения являются:
- обеспечение поддержки широкими слоями населения идей сохранения природного и культурного наследия страны;
- участие в формировании экологического сознания людей и развитии экологической культуры населения;
- содействие улучшению экологических и социально-экономических условий на местах.
Очевидно, что такие высокие цели не должны оставаться без внимания и без реализации, ведь в нашем мире всё взаимосвязано и повышение уровня экологической культуры населения можно смело назвать гарантом экологической безопасности и даже устойчивого развития территории.
Дарья Лысенко,
Методист отдела экологического просвещения
КГКУ «Дирекция по ООПТ»