16.02.2012

Мероприятие Птичий День для воспитанников детского сада
Мероприятие Птичий День для воспитанников детского сада

Ученики Ужурской СОШ на лекции, посвящённой Дню Птиц
Ученики Ужурской СОШ на лекции, посвящённой Дню Птиц

Экологический десант на памятник природы Родник в районе Академгородка
Экологический десант на памятник природы Родник в районе Академгородка

Выезд на территорию памятника природы пещера Караульная
Выезд на территорию памятника природы пещера Караульная

Научно-практическая студенческая конференция Инновационный потенциал экологической деятельности
Научно-практическая студенческая конференция Инновационный потенциал экологической деятельности

Экологическое просвещение молодёжи

Последнее время становится модным уделять своё внимание экологии. Это вполне объяснимо: в первую очередь, потому, что мир, в котором мы живём, доведён если не до критического состояния, то, по крайней мере, до состояния, вызывающего серьёзные опасения.

Но просто опасаться – это довольно бесполезное занятие, в то время как для того, чтобы хотя бы таким или – может быть, чуточку лучше, - этот мир увидели наши потомки необходимо всерьёз браться за сохранение природных богатств. И даже не только за сохранение, но и за преумножение. Чем больше людей осознают необходимость такого пути и такого подхода, тем легче будет добиться настоящего результата на этой дороге.

Как сделать так, чтобы количество осознающих, экологически культурных людей возрастало?

Ответ логичен: постоянно рассказывать им о происходящем, держать в курсе состояния родной природы, информируя и задавая тон восприятию. Но для этого, безусловно, нужно, чтобы было, кому рассказывать и кого держать в курсе. Информация не может дойти до своего адресата, если этого адресата не существует – или если он не способен эту информацию впитывать. И потому, для того, чтобы старания не пропадали впустую, необходима некая база.

«Базой», как нетрудно догадаться, является молодёжь – самая активная, самая подвижная и самая развивающаяся часть любого общества, в силу своего возраста и социального положения наиболее склонная к поискам себя в мире и мира в себе. Но, если копнуть поглубже, то подобные поиски начинаются ещё в детстве – а значит, именно с детства и следует начинать.

Многие учреждения дошкольного образования «исповедуют» эту истину уже сейчас. Работники детских садов стараются не просто объяснять своим воспитанникам ценность живой природы и необходимость бережного к ней отношения, но и наглядно демонстрировать им чудеса, на которые она способна. Совместные проекты – наблюдения за растениями и семенами, помощь птицам в зимнюю пору, - становятся первыми шажками маленького человечка в огромный и прекрасный мир флоры и фауны.

Этот мир остаётся огромным и прекрасным даже тогда, когда маленький человечек подрастает. Школьное образование также старается заботиться об экологическом воспитании своих учеников: преподаватели-энтузиасты в Шушенской средней школе №2, к примеру, ежегодно тратят полторы недели отпуска на то, чтобы вместе со своими учениками совершить выезд на природу, исследовать её и провести увлекательные эксперименты. Конечно, подобные мероприятия может провести не каждая школа, но практически каждая способна уделить особое внимание компоненту экологического просвещения, как в рамках уроков биологии или истории родного края, так и в рамках внеклассной работы.

С университетами дела обстоят сложнее, ведь профиль их гораздо уже, но… Выезды на особо охраняемые природные территории, регулярные экологические конкурсы и мероприятия природоохранной тематики – всем этим активно занимаются специалисты краевого государственного казённого учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям».

Повышение уровня экологической культуры, работа с населением является одним из приоритетных направлений деятельности отдела экологического просвещения Дирекции.

Согласно определению, экологическое просвещение – это совокупность информационно-агитационных методов и средств, направленных на планомерное воздействие на сознание людей с целью формирования общественного мнения и взглядов отдельных личностей в духе высокой ответственности за сбережение ООПТ как важнейшего компонента биосферы, стабилизирующего экологическую обстановку на планете.

Целями экологического просвещения являются:

  • обеспечение поддержки широкими слоями населения идей сохранения природного и культурного наследия страны;
  • участие в формировании экологического сознания людей и развитии экологической культуры населения;
  • содействие улучшению экологических и социально-экономических условий на местах.

Очевидно, что такие высокие цели не должны оставаться без внимания и без реализации, ведь в нашем мире всё взаимосвязано и повышение уровня экологической культуры населения можно смело назвать гарантом экологической безопасности и даже устойчивого развития территории.

Дарья Лысенко,
Методист отдела экологического просвещения
КГКУ «Дирекция по ООПТ»





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru