06.03.2013

Методист Дирекции по ООПТ рассказывает о влиянии войны на ООПТ Красноярского края
Методист Дирекции по ООПТ рассказывает о влиянии войны на ООПТ Красноярского края

Работник библиотеки рассказывает о книге Р.Г Мамина «Экология Войны»
Работник библиотеки рассказывает о книге Р.Г Мамина «Экология Войны»

Студенты Красноярского строительного техникума на лекции
Студенты Красноярского строительного техникума на лекции

Военная экология и ООПТ Красноярского края

26 февраля Дирекция по ООПТ совместно с Краевой молодёжной библиотекой провела для студентов Красноярского строительного техникума просветительское мероприятие, посвящённое военной экологии и экологии нашего края.

Работники библиотеки выступили с презентацией книги Р.Г. Мамина «Экология войны», а специалисты Дирекции рассказали студентам о том, как губительны военные действия для природы мира в целом и нашего края в частности.

Война – явление такое же древнее, как и само человечество, однако военная экология – раздел науки, изучающий воздействие военного производства, военного строительства, военных испытаний и применений военной техники на окружающую среду, – намного моложе. Долгое время процесс разрушения так занимал человеческие умы, что во время войны ни о чём, кроме войны, люди не думали, но в конечном итоге ситуация всё-таки изменилась.

Изменились и войны: современные вооружённые столкновения представляют непосредственную угрозу не только для тех, кто находится в зоне конфликта, но и для тех, кто живёт от него за тысячи километров. Всё в природе взаимосвязано, и потому ни одна экологическая катастрофа не проходит бесследно.

А экологическими катастрофами войны были всегда. Даже в самые древние времена.

Ещё до нашей эры в своих вооружённых столкновениях народы использовали тактику «выжженной земли». Отступив перед персидским царём Дарием, скифы уничтожили на своей территории всё, что могло сослужить вражеской армии службу: спалили поля, разрушили колодцы, лишив тем самым противника пропитания, питья и возможности обустроить ночлег. Продолжить своё наступление персидская армия не смогла: несолоно хлебавши, они вернулись домой, но природа пострадала куда сильнее, чем люди.

И это был, к сожалению, далеко не единственный случай ведения войны с помощью подобных приёмов. Древние греки, европейцы, азиатские кочевники – все они не упускали случая навредить своему противнику, лишив его привычного природного окружения. Выжигались посевы, вырубались леса, уничтожались водоёмы… Так действовали завоеватели Нового Света, захватывая земли индейцев, так поступала и фашистская Германия во время Второй мировой войны.

Самое страшное, самое масштабное военное столкновение двадцатого века, увы, не стало последним – ни в плане истории, ни в плане нанесения природы вреда. Более того, сознательное вредительство вышло на новый уровень: так, во время войны в Персидском заливе иракские военные подожгли около 700 нефтяных скважин. Миллион тонн нефти вылился в море и в пустыню, а выброс углекислого газа в атмосферу только за первую неделю пожаров сравнялся с годовым выбросом Британских островов. Чёрные дожди, вобравшие в себя ядовитый химический коктейль из окиси азота, двуокиси серы, азотной кислоты и углеводорода, проливались над соседними территориями ещё в течение года – даже за две тысячи километров от места, где стартовала эта экологическая катастрофа.

Нашему краю в географическом смысле повезло: он находится вдалеке от большинства вооружённых конфликтов и слышит только отголоски столкновений, но это не значит, что такие отголоски никак не влияют на нашу историю и нашу природу.

Ни для кого не секрет, что Красноярье богато заповедными территориями, и первый заповедник мог появиться на нашей земле ещё в начале прошлого века, если бы на пути его создания не встала война.

Саянский заповедник был одобрен к организации зимой 1916 года, но позже попал в зону действия Гражданской войны. В 1919 году, так и не успев завершить официальное оформление, заповедник прекратил своё существование, а в 1936 году был расстрелян его проектировщик. Его обвиняли в шпионаже в пользу Японии.

От Гражданской (а позже и Первой Мировой) войны пришлось несладко памятнику природы «Обь-Енисейский соединительный водный путь». Впрочем, назван памятником природы и взят под охрану Обь-Енисейский канал был только в 1991 году, а до этого он просто соединял между собой две могучих реки.

Идея создания такого канала появилась давно, и с переменным успехом её пытались реализовать долгое время. Предполагалось, что канал обеспечит пароходное движение вдоль всей Сибири, и это «облегчит заселение края, ускорит перевозку почты, грузов, доставку громоздких машин и орудий для устройства заводов и для золотых приисков». Так же большое значение будущий канал мог иметь для обороны бескрайних сибирских владений – удобный водный путь помог бы быстрой транспортировке войск в случае возможной войны с Китаем (в 1881 году с этой страной было вооружённое столкновение из-за Илийского султаната и этот вопрос казался наиболее актуальным).

Строительство продолжалось около восьми лет. За это время было сделано много – построены 14 шлюзов, прокопан участок около восьми километров, несколько участков рек стали более удобными для судоходства. Результатом всех работ стал канал длиной более двухсот километров, крупнейшее гидротехническое сооружение своего времени, настоящая рукотворная река.

В 1891 Обь-Енисейский канал был открыт для плаванья небольших судов. Планировалось, что он будет расширяться и достраиваться со временем, не во вред эксплуатации. Но ему не суждено было стать основным путём, связывающим запад и восток Сибири. В том же году началось строительство Великого Сибирского Пути – Транссибирской магистрали, и канал оказался «запущен и даже заброшен». Попытки его возрождения принимались в 1911 году, но вскоре началась Первая Мировая Война, а как известно, во время любой войны на разрушение тратится человеческих усилий больше, чем на созидание – реконструкция канала осталась без финансирования. Окончательный удар нанесла Гражданская война: во время боев красногвардейцев с колчаковцами сильно пострадала прилегающая инфраструктура.

В 1918 году белогвардейцы попытались пройти на речных судах по каналу до Енисея, но шлюзы оказались слишком узкими, тогда они разрушили и шлюзы и дорогу, идущую вдоль канала.

Значительно позже, во времена Великой Отечественной Войны, в 1942 году, по каналу перегоняли три парохода – это был последний случай его использования.

Великая Отечественная Война оставила отпечаток и на другом памятнике природы. Правда, отпечаток немного другого характера…

На севере нашего края, в Игарке расположен Музей вечной мерзлоты, созданный когда-то в качестве исследовательской мерзлотной станции академии наук СССР для изучения этой части земной коры. В 1941 году работы станции завершились, а 16 марта 1965 года станция была преобразована в Музей вечной мерзлоты, первый в мире на тот момент – и до сих пор единственный. В 1995 году он получил статус памятника природы, а на 45 лет раньше, в 1950 году там появился уникальный экспонат. В лёд был вморожен ящик с газетами времён Великой Отечественной войны – чтобы открыть его 9 мая 2045 года, ровно через сто лет после Победы.

Среди других ООПТ с военной историей – заказник «Краснотуранский бор». На его территории расположена гора Унюк, с которой, согласно историческим хроникам, прыгали в Енисей вместе со своими лошадьми солдаты Колчака, надеясь сохранить жизнь и воинскую честь. Сейчас на этой горе установлен памятный знак – крест и камень с надписью «Последний рубеж воинов адмирала Колчака».

Таким образом, влияние войн на наш регион опосредовано и не настолько губительно, как это случается с другими уголками планеты. Нельзя не признавать, что это только к лучшему, но точно так же нельзя, радуясь собственному географическому положению и относительной удалённости от очагов военных действий, оставаться равнодушными к тому, что происходит с мировой экологической ситуацией в целом.

Нельзя не понимать, что с развитием средств умерщвления человека, усиливается и воздействие их на природу. Атомное оружие, бактериологическое, работы по созданию оружия тектонического… Все эти процессы грозят огромными экологическими катастрофами, и каждый человек должен понимать все опасности подобной гонки вооружений, ведь из сознаний отдельных людей формируется экологическое сознание мира в целом, и только это сознание, этот образ мышления могут встать на пути необратимых изменений в худшую сторону.

Дарья Лысенко,
Методист отдела экологического просвещения
КГКУ «Дирекция по ООПТ»





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru