Бобры на Журе
Река Жура, пересекающая Балахтинский район с северо-запада на восток, особо ни чем не отличается от большинства небольших сибирских речушек, разве что – количеством обитающих здесь бобров.
Свое начало Жура берет в заказнике «Солгонский кряж», затем протекает примерно 25 километров по облесенной, в основном хвойными деревьями, местности и проходит по северной границе заказника «Жура» Балахтинского района, а позже через село Ключи уходит на восток к реке Чулым по относительно открытой местности. На просторах этой реки издавна можно было встретить норку, ондатру и даже выдру, а когда примерно десятилетие назад люди впервые увидели присутствие бобров, а потом и их самих – радости не было предела.
В ранние времена бобры были распространены по всей лесолуговой зоне Евразии, но из-за интенсивной промысловой охоты уже к началу ХХ века на большей части материка бобр оказался почти полностью истреблён, и Красноярский край в этом смысле не исключение. Именно плачевная судьба бобра стала поводом и причиной для организации в нашем крае первых региональных заказников: тогда их было создано 18 штук, 11 из них функционируют до сих пор. И, хочется подчеркнуть, каждый выполнил свою задачу по восстановлению численности бобра.
Это полуводное животное селится, в основном, по берегам медленно текущих рек, прудов и озёр, водохранилищ… Широких и быстрых рек, равно как и промерзающих зимой до дна водоёмов, бобры стараются избегать, а самое важное для них – это наличие по берегам, в прибрежной зоне и в воде растительности, которая составляет их рацион.
Ни для кого не секрет: бобры прекрасно плавают и так же прекрасно ныряют. Само их тело создано для этого, обеспечивая с помощью крупных лёгких и печени такой запас воздуха и артериальной крови, что под водой эти животные могут оставаться до 15 минут. На суше же бобры весьма неуклюжи. Длина тела бобра составляет больше 1 метра, а масса достигает 32 кг. Предки бобров были намного крупнее: судя по размерам найденных черепов, самый известный из вымерших бобров североамериканский Castoroides ohioensis в росте приближался к трём метрам, а массой составлял 350 кг.
Да, древний бобёр мог удивить кого угодно, но и его потомки, наши современники – не менее удивительные животные, представляющие огромную важность для экологии. Появление бобров и бобровых запруд в водоёмах благоприятно влияет на состояние окружающей эти водоёмы среды: рыба там размножается гораздо активнее, а поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и даже копытных. Соседством с бобрами пользуются выхухоли, под боком часто селятся ондатры… Всё в природе взаимосвязано и гармонично устроено, нет в ней ненужных видов и видов, которые не занимали бы никакого места в важной цепочке экологических взаимоотношений. Поддерживать эту природную гармонию, помогать ей там, где уже навредили, а в остальных случаях – не мешать, вот задача человека, и заказники Красноярского края с этой задачей справляются.
А.Е. Метелкин,
Государственный инспектор Западной МРСИ
Дирекция по ООПТ