Конкурс - Сохраним природу родного края 2007

Номинация "Легенда"

Нильмайер Андрей, 13 лет, г. Енисейск

"ОЗЕРО МОНАСТЫРСКОЕ"

В рамках исследовательского проекта «Живое серебро» группой ребят нашей школы - интерната третий год проводится мониторинг экологического состояния озер, находящихся в окресностях г. Енисейска, и поэтому подвергающихся активной, практически не контролируемой эксплуатации жителями города и дачных поселков, расположенных вблизи этих озер.

В Красноярском крае очень много озер. Точной цифры нет, и не может быть, но она превышает 300 тысяч, больших и маленьких, пресных и соленых, степных, горных и таежных, созданных природой и человеком, занимающих видное место среди водных источников и незаметных, не исследованных.

Одним из ближайших и значимых для Енисейска является о. Монастырское. Небольшое озеро, скорее «озерцо», старица р. Кемь, к настоящему времени не имеющее связи с основным руслом. Расположено в 40 километрах от Енисейска. Его длина около 300 метров, ширина до 50 метров.

Озеро зарастающее, трансформирующееся в болото. В «истоке» оно уже превратилось в луг и используется как покос.

Озеро находится в очень красивой местности. С северной стороны, имеющей высокий, с крутыми откосами берег находится красивейший чистый сосновый бор, еще не вырубленный. Берег озера открытый, имеющий удобные подходы и пдъезды. Западный берег озера низкий, заболоченный и хорошо облесен.

Нашей исследовательской группой озеро исследовано, оно зарыблено, в нем обитает довольно крупный золотистый карась, хотя популяция его не велика в связи с малыми размерами озера. Но мы обратились к изучению озера по другим причинам.

Вся природа озера располагает к туризму, отдыху на его берегах, и поэтому активно посещается жителями г. Енисейска. Кроме того, озеро обладает богатой историей.

Удивительно само название озера - Монастырское. Рассказывают, что некогда там поселились два брата инока, образовавшие скит. И поныне сохранились следы от келий, построек. Потом к ним собрались еще монахи.

Когда Красная армия вытеснила Белую Армию Колчака, монахи могли бы уйти с ними, но они не ушли, храня верность святой обители. Красноармейцы беспощадно расправились с монахами: их утопили, сбрасывая с крутого берега в озеро. Некоторые жители рассказывают, что потом, несмотря на морозы, несколько лет озеро не замерзало. Так Енисейские монахи стали новомученниками.

Сейчас церковь чтит память святых мучеников. Их число и имена не известны, но на берегу озера сооружена очень красивая небольшая деревянная церковь с колоколами в память об убиенных. Здесь совершаются молебны, панихиды, таинство крещения.

Вместе с тем к озеру увеличился приток посетителей. Его посещают не только туристы для отдыха, но и паломники, в том числе и из других регионов России. Считается, что купание в озере обладает целебной силой. Используют и грязи озера для лечения некоторых болезней. Грязь здесь темно - серого цвета, имеет запах сероводорода. Специально грязь не изучалась, но грязи другого озера, Плотбищенского, похожего на Монастырское, находящееся неподалеку и образовавшееся, скорее всего, одновременно с ним, признаны целебными и использовались в Енисейской больнице. Возможно, и грязи

Монастырского озера так же целебны. Хорошие подъезды к озеру, прекрасная природа привлекают к нему множество туристов и паломников, что увеличивает нагрузку на озеро. Не секрет, что наши туристы не умеют пользоваться природой, зачастую весь отдых сводится к пьянкам, поэтому прилегающая к озеру территория постоянно захламляется мусором. До недавнего времени в церкви не было постоянного служителя, там находился только сторож, чаще всего пьяный, поэтому и сама церковь могла быть осквернена.

Сейчас над прилегающей территорией взяли шефство школьники, постоянно ее очищающие. По поводу церкви - мы обратились к протоирею отцу Геннадию, который так же был обеспокоен состоянием церкви. Он заверил нас, что в церкви будет служить монах, постоянно там проживая. С осени 2005 года в церкви уже служит священнослужитель. Озеро Монастырское, в отличие от Плотбищенского озера, целительная сила которого известна с 1865 года, может быть, не имеет такой ценности, но зато имеет хорошие подъездные пути, наиболее посещаемое благодаря своей истории, поэтому вопросы его рационального использования особенно актуальны. И здесь работа школьных экологических объединений в плане разъяснительной работы очень необходима.

Никитин Николай, 14 лет, с. Ораки

"Гора, не тронутая старостью."

Гора Кеер Тигбеен таг – «гора, которую не тронула старость». Интересно, все горы вокруг состарились, а эта заколдованная от старости - не стареет. Почему так названа гора?

Современные оракцы зовут ее проще: Старая гора. Вот так из нестареющей, она становится совсем старой. Есть о ней такая история.

Были времена, когда леса не было, и камни были мягкими. Бог стал создавать горы, чтобы люди могли лучше ориентироваться. Выросли в разных местах горы, одна красивее другой, соединили небо с землей. На вершине гор поселились боги, под горой злые духи, разного рода подземные гномы, принадлежащие к царству смерти. А одна гора, рожденная из самого мягкого камня, не пожелала, чтобы на ней поселились злые духи.

- Хочу быть светлой и доброй, - сказала она Богу.

- Хочешь дружить только с добрыми духами. Но так не бывает. Зло и добро рождены одной матерью – Природой, и они всегда рядом.

- Не нужен мне темный мир, - была непреклонна гора.

- Чтобы увидеть свет, нужны тьма, без зла, ты не поймешь добра, - Бог долго убеждал гору. Он еще и еще раз говорил ей о мире высшем и мире низшем, что они каким-то необычайным образом являются отражением другого. Несмотря на то, что мир высший является миром света, и мир низший – миром тьмы, и щедрый мир высший изливает дары духа своего на каждого, кто пожелает их принять, - О гора земная, свет и тьма вечно возвращаются, следуя друг за другом, порождают мир сотворенный. Что ты желаешь?

- Хочу быть светлой и доброй, - твердила она.

- Будь по-твоему. Живи и наблюдай, как в природе и в жизни человеческой будут противоборствовать добро и зло, свет и тьма. А так как этот процесс вечный, ты должна это увидеть, поэтому тебя не тронет старость, - сказал Бог.

Мчатся сотни, тысячи лет, идет непрерывная борьба добра со злом, а гора, не тронутая старостью, стоит. Люди разучились говорить с духами гор и не знают теперь: стареет или не стареет гора. Она по-прежнему красива и величественна. Остается надеется, что она прежняя, ведь старость начинается в тот день, когда умирает отвага.

Тихонова Катя, 13 лет, с. Юрьевка

"Кульбанка."

У нас за селом протекает речка Кульбанка, она впадает в реку Четь, и они несут свои воды в большую сибирскую реку Обь. Кульбанка - очень красивая река, весной бывает бурной и глубокой, а летом сильно мелеет. У нашей речушки высокие берега, сторожилы говорят, что раньше река была глубже и на ней стояла мельница. Мельницы давно нет, а вот название реки осталось. Рассказывают вот такую легенду...

Текла-была речка, шустрая да сильная. Такие коряги по весне несла, что закачаешься. Побаивался ее народ. Пока не успокоится к июню, а то и к июлю, никто переплавлять не смел - снесет. Уважали сильную реку, а вот применения ее силе не было. Но появился в наших краях мужик.

Откуда - никто не ведает, как звали - никто не помнит. Шустрым да сильным оказался, как сама речка. Пошел как-то за грибами за ягодами и дошел до реки. Подивился ее красоте, оглядел берега и решил построить на ней мельницу - слышал, что в этих краях их не хватает. И народу угодит, и себе копейка.

Сказано - сделано! Не по щучьему велению, а с народной помощью мельницу поставил, и потянулись к ней осенью телеги, а по первому снегу и сани с зерном. Хорошо молол мельник, мука получалась мелкая и мягкая.

Полюбился его помол деревенским бабам: вкусный получался из нее хлеб.

Да и брал мельник по-божески: за куль (так у нас мешок называют) зерна - банку муки. Едут подводы с хлебом, мужики между собой перекликаются: -Ты с речки?

- С речки?

- Много берет?

- С куля - банку.

- С куля - банку?

Так и слышится по всей дороге: куль - банка, куль - банка. И на самой мельнице та же песня: насыпается мешок муки -

- Куль! - кричит хозяин зерна.

- Банка, - отвечает ему мельник и черпает из мешка банку муки себе.

Так и пошло: куль - банка, куль - банка, кульбанка.

- Где молол?

- Да у Кульбанки.

- Где был?

- На Кульбанке.

И мельника, и речку стали люди меж собой Кульбанкой кликать.

Много с той поры воды утекло. Умер мельник. Пробовали другие люди на мельнице работать, но такой качественной муки у них не получалось. Да и речка стала мелеть, а мельница потихоньку развалилась, и следов от нее не осталось. Хотя почему же нет?

Течет по западной границе Боготольского района, недалеко от моей Юрьевки, речушка Кульбанка, и хоть на границе с Тюхтетским районом приобретает она название Четь, обозначенное и на карте, все в округе знают, что есть такая речка Кульбанка. На ней можно и отдохнуть хорошо, и покупаться, и рыбки половить.

Анулеева Анна, 8 лет, д. Каменка

"Девичья яма."

Существует рукопись-воспоминание жителя города Ачинска Михаила Медведева. Он пишет, как весной 1924 года ученики первой трудовой девятилетней школы отправились вместе с учителем в деревню Айдашки, чтобы узнать легенду Девичьей ямы. В деревне они нашли 90-летнего деда Власа, который поведал им такую историю.

Жила в нашей деревне вдова, была у нее единственная дочь. Говорили, что уж очень она была красивая, добрая душой, стройная, как березка, и работящая, как пчелка. Краше ее во всей Енисейской губернии не найдешь. Приезжали сваты из города и из казачьей станицы Белого яра. Да и своих женихов было много, но мать всем отказывала, искала для своей дочери богатого мужа.

А дочери давно полюбился паренек из нашей деревни, ходил он в батраках. Дочь много раз просила мать выдать ее замуж за этого паренька, но мать и слушать не хотела. И сам паренек много раз просил: «Выдай за меня свою дочь, уж полюбились мы. Больше жизни любим друг друга. А если не суждено нам быть вместе, то похороните нас в одной могиле. Мы сами наложим на себя руки, так мы договорились с твоей дочерью». Но мать выгнала его, заявив, чтобы больше не появлялся на пороге ее дома.

Юноша просил своего хозяина уговорить вдову. Жаль было хозяину хорошего работника, перешагнул он порог вдовы, перекрестился и до полу поклонился. «Ты бы мать не брала грех на душу, не губила молодых людей. Пусть женятся, свадьбу справить помогу. Сколочу избу на своей усадьбе, пусть живут у меня, помаленьку отработают. И тебе под старость будет где пристать». «Нет, не бывать этой свадьбе, - рассердилась вдова. – Чувствует мое сердце, что дочь сама будет богатой хозяйкой. Иди с богом и больше ко мне не ходи».

…Однажды весной, когда отцвели лютики, медунки и распускались жарки, когда вечерние зори встречались с утренними зорями, на берегу разлившегося Чулыма встретились двое влюбленных. Коротка весенняя ночь. Не успели они высказать друг другу все свои любовные речи, как солнце уже оторвалось от горизонта. Расставаясь, влюбленные договорились встретиться здесь же снова, когда прокричат на болоте журавли. Не знали они, что эта встреча была у них последней.

Придя домой, дочь бросилась перед матерью на колени и сказала: «Прости меня, матушка! Я без твоего благославления стала женой того, которого полюбила больше жизни своей». Накинулась мать на нее, как рысь на ягненка, схватила за длинные косы, била ее и приговаривала: « Не будет тебе никогда прощенья, и Бог не простит тебя. Будь ты проклята на все века веков». Сорвала мать с шеи дочери медный крестик, пнула ее в бок и прокричала: «Сгинь, проклятая! Ты мне не дочь, я тебе не мать!»

Ни слезинки не проронила дочь, поднялась с пола, пошатываясь, надела чистую одежду, расплела косы и вышла на улицу. Куда ушла, в какую сторону – никто не видел. День и ночь прошли. Она не появлялась. Много дней и ночей всей деревней искали ее люди. Решили, что утонула в Чулыме. А тут и парень исчез. Сильно он переживал. Темнее темной тучи ходил, всюду искал ее. А когда ушла большая вода, увидели ребятишки на берегу утопленника и признали в нем парня. Похоронили его за кладбищем без креста и отпевания.

Шло время. Глубокой осенью гнал дед Архип с подпаском скотину домой с Арги мимо Лысой горы. Вдруг слышит девичий голос: «Дед Архип, надень на меня крестик, сними с меня проклятие». И увидел дед Архип на самой вершине горы девушку в длинной рубахе с распущенными волосами. Она протягивала к нему длинные худые руки. Испугались пастух с подпаском, бросили стадо и прибежали в деревню.

Решили мужики идти к Лысой горе с иконами. По пути зашли к матери девушки и позвали ее с собой. Но мать и слушать не захотела, даже в избу не пустила и кричала через закрытую дверь: «Проклята Богом и мною бывшая дочь моя. Пусть провалится пропадом в преисподнюю на том месте, где ее видели».

Когда поднялись мужики на вершину горы, то увидели на месте, указанном дедом Архипом, глубокую яму.

Вот с тех пор и стали звать это место Девичья яма.

Гончаренко Валентин, 10 лет, с. Поваренкино

"Откуда у бурундука полоски?"

Однажды в лесу летом один трудолюбивый Бурундук запасался кедровыми орехами. Он нашёл хорошее дупло и складывал туда орехи. Трудолюбивый бурундук сделал себе из сухой травы подстилку. Теперь ему не придётся оставлять свои запасы в чужих норах.

А в это время ленивый медведь следил за бурундуком. Бурундук не заметил медведя. Он только думал о том, чтобы побольше собрать пищи. Когда бурундук нёс орехи, то он увидел медведя. Хищник с большой жадностью и азартом стал съедать запасы орех. Упорно бесстрашный бурундук стал защищать свою кладовую. Бой был неравный. Как только бурундук не защищался, все равно медведь оставил следы от когтей у него на спине. С тех пор у бурундука с рождения появляются на спине полосы.

Демко Татьяна, 16 лет, с. Чиндат

"Черное озеро"

Мой дедушка - Стельмах Николай Михайлович опытный охотник и рыболов, поведал мне легенду о Чёрном озере, которое находится возле заброшенной деревни Тюляпсы.

Было раньше озеро, которое называлось Светлым. Богатое было оно рыбой, да и славилось своей прозрачной водой. Люди стали пытаться присвоить его себе, стать единоличными правителями всего озера.

Ни мало крови было пролито за него!

Тогда прогневался на людей царь Нептун и со словами: «Пусть оно не достанется никому! Никто теперь не сможет брать из него богатства!» -затемнил воду озера, сделал его глубоким и холодным, приказал рыбе не попадаться на крючки и сети. Люди долго потом дивились и решили, что это силы тёмные всё испортили. И прозвали они это озеро - Чёрным.

Да и по сей день рыбаки нет-нет да и заглянут в эти места, но озеро так и осталось недоступным. Не убрал своего проклятия Нептун!

Бойко Ксения, 15 лет, с. Большое озеро

"Святой источник"

Ещё в древние времена, жившие на земле нашей, люди тесно связаны были с окружающей их природой, ведь во многом зависели от неё.

Оживотворяли каждый источник, лес, горы, озёра, которыми богата земля наша. Они покланялись их духам, никогда не ругали, боясь прогневить. Проводили различные обряды в их честь и делали жертвоприношения духам окружающей их природы.

Шло время, одна культура сменялась другой. Соприкасаясь и взаимодействуя они обогащались и изменялись, формировали следующую.

В результате что-то терялось, а более прочное укоренялось на века и даже тысячелетия. И отголоски во многом изменённые дошли и до нас. О чём и говорит материал о Святом источнике, собранный в январе 1998 года. Итак... В далёком прошлом на перешейке между двумя святыми озёрами Тигерголь и Кичиголь, в юрте жила семья и было у них много детей, все они были крепкими здоровыми детьми и лишь одна (назовём её Тана) отличалась -слепая была она от рождения. Ни знахари, ни травники и даже шаманы не смогли её вылечить. Росла Тана красивой, была скромной , хорошей девочкой, только сильно уж горевала она из-за того, что видеть не могла. Сверстницы её уже на женихов посматривали, а она жила в своём тёмном мире, где большой радости не было места.

Однажды пошли девушки к озеру Божьему (Тигерголь) искупаться, ягодой клубникой полакомиться, и взяли с собой Тану. А было это 9 августа в День святого великомученика и целителя Пантелеймона. Сидит она на склоне горы, внизу, что к западу от озера тянется... А девушки резвятся.

Жарко, солнышко печёт сильно.

И решила Тана сесть в тень под ближайшее дерево да наткнулась на куст шиповника и поранилась, кровь выступила на её лице. Увидела одна из девушек- подруг и подвела её к небольшому источнику, что бил из-под горы, чтобы омыть царапины. Только умыла Тана лицо и сразу свет почувствовала, сначала она испугалась, а потом поняла, что прозрела. Не трудно догадаться, как велика была радость бедной девушки и всех её родных и близких.

Быстро разнеслась молва о чудесной силе воды этого источника.

Эту историю поведал своим современникам Кукарцев Денис Денисович, живший в 19 веке, а до нас донесла ее Кукарцева Александра Алексеевна 1914 года рождения, ныне покойная: «Дедушка Денис Кукарцев говорил, что пройдет время, и люди в это верить не будут, а ведь это правда, правда». Он вместе со своей женой (бабушкой Денисихой - так называли ее люди, а настоящее ее имя Авдотья) были лекарями, лечили хорошо. Авдотья бабничала (т.е. принимала роды) и ее помнят как хорошую повитуху.

Позднее люди поставили у этого ключика большой деревянный (лиственный) крест высотой около трех метров. Традиции возвращаются. В 2004 году крест восстановили. Как и раньше весит здесь икона Святого Великомученика и целителя Пантелеймона. Как и раньше идут сюда люди с надеждой. Освещают его на 9 августа священнослужители Свято-Троцкого Собора г. Шарыпово. А в 2005 и в 2006 годах уже был осуществлен крестный ход.

Зотова Алена, 14 лет, с. Шалинское

"Пещера Большая Орешная"

В нашем районе находится памятник природы - Большая Орешная пещера, с ее уникальными красивыми гротами, которые хранят много интересных и удивительных легенд.

Грот Нина - Много лет назад была отрыта новая легенда . Два парня и девушка пошли исследовать пещеру. Шли они долго и вдруг у них сели батарейки на фонариках, но у них оставалась еще целая свечка. Когда ребята уже направлялись к выходу, то у них осталось свечки совсем чуть-чуть и поэтому они решили оставить девушку в гроте на камне возле оврага подождать их, а сами отправились к входу за фонариками. Остаток свечки они оставили Нине. Когда парни вышли из пещеры, то про девушку совсем забыли и ушли домой. И только через три дня они про Нину вспомнили, но когда вернулись на то место, то Нины уже не было, а была только одна надпись на стене «НИНА». С тех пор существует легенда, что эта девушка стала женой белого спелеолога.

Грот Крокодильчик - при входе в грот большой камень похожий на пасть крокодила, он считается хранителем пещеры, с ним обязательно нужно поздороваться на входе в пещеру и прощаться при выходе. Он не любит, когда из пещеры выносят камни и сталактиты. Также в пещере нельзя ругаться и выражаться нецензурными словами. Иначе на обратном пути можно заблудится в Кощеевом царстве.

О Голубой Ханурии - в давние времена, когда люди, жившие в пещерах , начали заселяться на землю, одна девушка не хотела уходить из пещеры. Потому что она любила пещерных животных и саму пещеру. И она попросила у Бога. Чтобы она навсегда осталась в пещере. И Бог сказал:

Если ты любишь кошек, значит пусть твое лицо будет как морда кошки. А если ты любишь летучих мышей, то вместо рук у тебя будут крылья. Но раз она осталась человеком, то от холода ее кожа посинела. И поэтому ее назвали «Голубая Ханурия». А из-за того, что люди переселились на землю, она теперь следит за ними в пещере и подстраивает им всякие козни, пакости.

Шаболин Евгений, 14 лет, г. Ачинск

"Скачков лог"

Было это в одной деревушке Красноярского края, Ачинского р-на в деревне» Тимонино» после Великой Отечественной Войны. Жила одна женщина по фамилии Скачкова.

Было у неё 10 детей, а муж погиб на фронте В то время много семей осталось без кормильцев и все тяготы ложились на хрупкие женские плечи. День изо дня становилось тяжелее прокормить детей. Один малей другого голодными глазами смотрели на мать. Сердце сжимается, аи боли терпеть нет сил, и задумала она худое дело, покончить собой, и уйти в мир иной, но в этот тихий вечер постучались в дверь.

Открыв дверь, женщина увидела мужчину в военном бушлате. Он попросился на ночлег. Женщина не отказала, только предупредила, что угостить его нечем. На что солдатик ответил: спасибо тебе женщина за ночлег, и достал угощенья из своего рюкзака. На утро, поблагодарив за ночлег, он предложил ей свою мужскую помощь, женщина не отказалась.

Шло время, солдатик стал частенько захаживать к женщине: где воды принесёт, дров наколит, сарайчик подремонтирует, баньку подделает. Детишек не обижает каждый раз, вкусности приносит. И стало женское сердце щемить, при встрече екать, влюбилась она в него. И начала она говорить соседям про солдатика, что люб он ей, да и детям тоже. Заинтересовались соседи кто такой, чего рода и, от, куда он приходит?

А приходит он со стороны лога, вот который раз замечаю. А старушка - нищенка сказала, что это к ней приходит никто иной, как сам сатана-простонародъе в облике человека. И ты должна, от него избавится. Научила она ее, что и как делать. Набери целую горсть канапли и пожарь её, сядь на порог и щёлкай.

А завидишь его, да он тебя спросит, что ты делаешь? А ты скажи «Да вот вшей пожарила да лузгаю» и быстро в дом беги да на все замки в избе закройся и что бы ни случилось, ни зачто не открывай ему. Так и сделала женщина, как наказала старушка. Разгневался, разевирепш Сатана, понял, что его разоблачили, и стал он крушить всё кругом, просился в дом зайти, что голосом жалостным, то, как зверь ревёт. Видит, что делать нечего и не выходит. И убежал в лог, а потом его никто и не видел. Так я узнал про лог, который называют «Скачковым»!

Гусарова Наталья, 14 лет, п. Родники

"Докторский пруд"

В окрестностях села Росинка находится красивый пруд, жители его называют «Докторским». Когда-то на месте водоема было заболоченное место.

История водоема такова. Одним из первых жителей деревни был доктор. Откуда он приехал, люди не знали, в свободное время доктор любил порыбачить. Каждый раз, возвращаясь с рыбалки он видел небольшое болото, оно поражало своей красотой. Собрав деревенскую детвору, он предложил очистить болото и на этом месте будет пруд, где можно покупаться, развести рыбку и самое главное порыбачить. Ребята откликнулись на его предложение, и закипела работа. И взрослые люди не остались в сторонне. И стало это место неописуемой красоты. Птицы облюбовали эти места, развели рыбу, жители деревни часто отдыхают на берегу пруда. Так и осталось название этого водоема докторский пруд...

Карелин Кирилл, 11 лет, п. Ключи

"Осиновские щеки "

На севере могучей сибирский реки Енисей, ниже по течению села Ярцева, там, где впадает река Сым, есть 3 селения: Норкино, Сым и Староверский. Здесь в основном живет народность кето, когда-то переселившаяся сюда с верховьев Енисея. Кето свободно говорят по-русски. Они искусные охотники и рыбаку. Заповедные енисейские острова имеют оригинальные названия: Дядя, Тетка, Сковородка, Стародубовские и другие.

Весной острова красуются белой черемухой, - яркими таежными цветами. Много преград на пути Енисея, но своей богатырской силой он раздвинул скалы и в образовавшийся коридор, называемый здесь Осиновскими Щеками, устремился дальше на север, к океану. У народа кето об этих местах есть интересная легенда.

Это было давно. Кето жили тогда на юге, в теплых краях. Но однажды на их земли нагрянули из пустыни воинственные племена великанов-людоедов. Спасаясь от них люди бросились в лодки, и дедушка Енисей понес их на север, далеко от родных мест. Великаны же не умели плавать. Видя, что добыча ускользает, они забежали вперед и, собрав все горы на сто верст вокруг, сложили из них такую крепкую стену, что даже Енисею не под силу было пробить её. Тогда разлился он вширь, ища прохода.

Кето плакали, а великаны радовались: теперь они могли полакомиться, ведь не могли же жить кеmo на воде, должны же они где-нибудь пристать к берегу.

Но нашелся среди беглецов великий богатырь и шаман Альба, схватил топор, бросился рубить камень и после нескольких ударов рассёк стену. Енисей хлынул в образовавшуюся щель, прорвал скалу и унес людей ещё дальше на север, к Подкаменной Тунгуске. Здесь и поселились кеmo, живут до сих пор.

Матюшина Ксения, 15 лет, с. Холмогорское

"Гора Югутаг"

Некогда в старые времена близ Усть - Парной, в лесу жил злой охотник. Он охотился на всех животных, не смотря на их размер и не щадя детенышей животных.

Много погубил он животных, много порубил и пожег лесов, много разорил птичьих гнезд. Обиделись на него древние духи земли и решили его наказать, превратив в птицу филина. И ограничили его территорию проживания высокой горой Югутаг, что означает в переводе с хакасского на русский гора филина. Так и по сей день называется гора ,и до сих пор по ночам вокруг горы летает филин, который боится в таком виде показаться людям. Охотится он только на мелких животных таких как мыши.

Каждый турист может приехать посмотреть на эту высокую и красивую гору. Забраться на нее и полюбоваться селом Усть-Парная, а так же послушать ночью уханье филина.

Носкова Ольга, 15 лет, п. Козулька

"Легенда о Базаихе"

Жил высоко в горах князь Алтазар. Он жил на самой высокой горе, куда и птицы редко залетали.

Однажды князь увидел черного ворона над своей головой и что-то екнуло у него внутри. Он предчувствовал, что ворон на своих крыльях принес несчастье, которое не ждали.

У князя была дочь, звали ее Базаиха. Прекраснее ее едва ли где найдешь. В нее влюбился их сосед, старый князь. Он обещал золотые горы будущему тестю» Алтазар. Но князь не торопился с выбором жениха для своей дочери. А может быть искал для дочери еще достойней пару.

Базаиха была веселой и задорной девицей. Однажды проведала она, что ее отец хочет женить, и загрустила. Она была влюблена, в отважного воителя по имени Такмак. Он был молод, а все его богатство лук да меч. И любили они друг друга чистой и настоящей любовью. И никакие богатства мира не могли сравниться с их любовью.

Но как-то раз увидел их вместе князь Алтазар. И в гневе дал приказ слугам, скакать за старым, но богатым женихом. И обвенчать с Базаихой сейчас же, а Такмака отправить в атаманы (в заложники).

Они бежали этой же ночью. И дали друг другу слово: если настигнет их стража, Такмак станет в миг высокою скалой, Базаиха к подножью быстрой речкой ляжет.

Был долгим путь влюбленных беглецов через тайгу, долины - к Енисею. Но их догнали слуги князя. Тогда обнялись они на прощание, сказали друг другу прощальные слова.

Такмак скалой взметнулся к небесам.

На Енисей вершины тень упала,

А девушка, припав к его ногам,

На взорах стражи речкой засверкала.

Теперь ничто уж не разлучит их,

Ни злой отец, ни вражье племя злое.

Кужелев Роман, 13 лет, г. Ачинск

"Легенда о Саяне"

Многие сотни лет прошло с той поры. Пришел на сибирскую землю сильный и могучий богатырь Саян. Непроходимая стена тайги, необъятная ширь степей, обилие рыбы и зверя- все это радовало глаза Саяна, но не было достойной радости его сердца, ни одного человека не встретил он здесь. И напрасно кричал богатырь в Сибирские просторы:

- Люди! Вы слышите? Здесь богатства! Слышите, люди!

Никто не откликался на его зов. В одно розовое утро любовался Саян игрой солнечных лучей с ручейком. Мирно и светло у него было на душе. Но вдруг это спокойствие прервал шум, налетевший словно вихрь. Саян поднял голову и увидел - огромный коршун нес в когтях девушку. Богатырь вскочил, поднял каменную глыбу и кинул в птицу. Сраженный насмерть коршун упал. Саян бросился к девушке и долго молчал, любуясь ее дивной красотой. Наконец, он понял, что спасенная им красавица плачет, протягивая к нему руки, силится что-то сказать. Но из трепетных уст ее то с отчаянием, то с мольбой вылетают одни и те же восклицания: «О-я! О-я! 0-я!» Тогда Саян улыбнулся, поднял девушку, поцеловал и нежно прошептал: «Успокойся, моя Оя!» Обретя подругу, богатырь весь наполнился радостью и счастьем.

Но беда приходит и тогда, когда ее совсем не ждут. Так было и у Саяна. Он любил Ою и верил ей. Однажды он открыл любимой самые сокровенные свои думы, поведал чистые голубые мечты. Он говорил: «Сибирь наша, но мы с тобой подарим ее людям. Это очень богатый край. Люди будут благодарны нам». Саян говорил о людях с чистой любовью и огромной благодарной силой. Но у красивой Ои была черная душа. Она не хотела делиться с другими тем, что могла иметь одна. Противиться же Саяну Оя боялась. Часто бродила она но тайге одна, одолеваемая корыстными думами. Как-то вечером, возвращаясь домой, Оя увидела, что Саян не один, с ним у костра сидел юноша. Он был красивый и стройный, неприступный и гордый. И имя носил гордое -Енисей.

Подружился Саян с Енисеем, вместе ходили на охоту, вместе валили вековые кедры, строили к зиме теплый дом. Полюбил Саян Енисея и стал называть его братом. Не знал он, не мог думать, что брат и любимая решили его обмануть. Они не хотели отдавать Сибирь людям.

Зло улыбаясь, Енисей шептал Ое: «Я сам нашел свое богатство и пусть каждый ищет свое. Я люблю тебя, а ты любишь меня. Зачем нам Саян? Он откроет тайну людям. И еще, я не могу видеть, как ои целует тебя. Ты должна быть моей, Оя! Мы убьем Саяна!». И согласно отзывалась коварная красавица.

Дождавшись лета, Енисей надолго ушел в глубь тайги, ушел и Саян. Ое не с кем было поделиться своими мыслями - помыслами. Однажды, гуляя по тайге, она нашла раненого ворона и поведала ему свои думы: «Енисей ушел, он ждет меня в лесной глуши, лишь нам ведомой. Пройдет лето. Я подам Саяну чашу со змеиным ядом, и он умрет. А мы будем хозяевами Сибири».

Так прошло лето. Вернулся из тайги Саян. Улыбаясь, встретила подруга усталого богатыря. Протягивая ему чашу, говорила: «Выпей, милый, и усталость как рукой снимет!» Доверчивый Саян поднес к губам предательскую чашу. Вдруг налетел ворон и выбил из рук предмет неминуемой смерти и поведал богатырю страшный рассказ. Испугавшись, Оя бросилась к Енисею. Ничего не слыша и не видя, побрел Саян в глубь тайги, шепча: «Я не проклинаю тебя, Енисей, но твердо верю: пройдут годы, и ты почувствуешь одиночество, и тогда будешь служить людям. А ты, Оя, будешь стремиться к Енисею, но никогда не сможешь принадлежать ему вся».

Долго брел Саян, пока не обессилел, упал и окаменел от горя. Вот откуда появились Саянские горы. А Енисей стал могучей рекой. Многие годы бесплодно шумел он водами, потом нашел радость в труде, а труд он отдает людям. Оя тоже стала рекой, и по сей день спешит она к Енисею...

Надоржина Софья, 10 лет, с. Агинское

"Анжа и Кан"

Жили на Сибирской земле два брата-близнеца: Западный Саян и Восточный Саян. Были братья очень богаты разными каменьями, владели драгоценными и дру¬гими диковинами. И мечтали братья иметь много детей. И думали о том, что ни в чем не будут нуждаться их дети, будут расти в любви и заботе.

И вот родились у Восточного Саяна с Подземной Водой резвый пригожий сын -Кан и несколько шумных красавиц дочек. Любил своих детей Саян, но больше всех -самую младшую доченьку Анжу. Дети были все чисты душой, веселые, было им хо¬рошо в родительском доме, ни в чем они нужды не знали. Играли с разными камеш¬ками, которые щедро дарил им отец, разбрасывали эти камешки и снова собирали.

Но однажды услышал от птиц Кан о могучем богатыре Енисее. И захотелось ему встретиться с этим богатырем, чтобы тот научил его, как стать сильным да могу¬чим. И упросил Кан отца своего, Восточного Саяна, отпустить его в ученики к бога¬тырю Енисею. Тяжело было расставаться с единственным сыном Саяну, но понимал он, что необходимо Кану стать сильным и ловким, возмужать. Отпустил Саян сына.

Затосковали сестры по брату и тоже стали просить отца отпустить их, чтобы быть рядом с Каном. Запретил им отец уходить из дома. А чтобы они не скучали, еще больше задарил их драгоценными камнями. Но сговорились сестры, и сбежали, пока отец спал. Только самую младшую не позвали: решили, пусть подрастет, да и отцу хоть одна отрада останется.

Проснулся Саян, а из дочек только одна Анжа осталась, остальные убежали на поиски брата. И стал Саян пуще прежнего стеречь младшую дочь. А Анжа плакала, да молила отца отпустить ее к брату и сестрам. Но Саян был непреклонен, и выстро¬ил он крепость, чтобы не смогла убежать любимая дочка.

Но однажды улучила момент Анжа, обогнула крепость и побежала за сестрами да за братом. А те уже были далеко. Тогда попросила Анжа птиц, чтобы они передали брату Кану, чтобы он приостановился, подождал младшую сестру. Передали птицы просьбу Анжи старшему брату. Замедлил свой путь Кан и дождался сестру. Догнала Анжа своего брата, а сестры уже с ним были. И продолжили они вместе путь, раду¬ясь, как и прежде, когда жили у своего отца Восточного Саяна. Помнили они добро и заботу отцовскую, но радость дружбы и свою свободу не хотели больше отдать даже за возможность вернуться к спокойствию тёплого родительского очага.





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru