Секция 3: Юридические проблемы организации, функционирования и охраны ООПТ

Законодательные инициативы Красноярского края по внесению изменений в федеральное законодательство по вопросам образования и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения

Шахматов С.А.
Комитет по природным ресурсам и экологии
Законодательного Собрания Красноярского края

Комитет по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края занимается широким спектром вопросов в области осуществления государственной политики по вопросам охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, использования и воспроизводства минерально-сырьевых, водных, лесных и иных природных ресурсов, в том числе осуществляет контроль за использованием особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Проблема совершенствования как федерального, так и регионального законодательства по особо охраняемым природным территориям не остается без внимания Комитета по природным ресурсам и экологии. Понимая, что основным законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий является Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон), Комитетом природных ресурсов и экологии подготовлены и направлены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательные инициативы в отношении решения вопросов по организации особо охраняемых природных территорий регионального значения на землях, не отнесенных к собственности субъекта РФ, и наделению полномочиями специально созданного органа по охране особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Так, пунктом 6 статьи 2 действующего Федерального закона предусмотрено, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, указанной статьей предусмотрено размещение особо охраняемых природных территорий регионального значения исключительно на землях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации. Однако статьями 18, 22, 26 Закона, статьями 95, 96 Земельного кодекса Российской Федерации допускается создание особо охраняемых природных территорий регионального значения с использованием природных ресурсов, не являющихся собственностью субъекта Российской Федерации, без изъятия их у собственников, владельцев, пользователей.

Учитывая, что особо охраняемые природные территории регионального значения образуются преимущественно на землях лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, проведение работ по их образованию и обеспечению функционирования затруднено в связи с правовой неопределенностью возможности их образования на землях, не относящихся к региональной собственности.

Красноярский край вышел с законопроектом, где предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право создавать особо охраняемые природные территории регионального значения на землях, находящихся в федеральной, муниципальной, частной собственности, без их изъятия и по согласованию с собственниками, пользователями, владельцами в случаях и порядке, установленных действующим законодательством (Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 07.12.2007 № 3-9467П), а именно, внести в статью 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" следующее изменение:

абзац третий пункта 6 статьи 2 изложить в следующей редакции:

    "Особо охраняемые природные территории регионального значения, созданные на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Допускается образование особо охраняемых природных территорий регионального значения на землях, находящихся в федеральной, муниципальной, частной собственности, без их изъятия и по согласованию с собственниками, пользователями, владельцами в случаях и порядке, установленных действующим законодательством".

Федеральный Закон об ООПТ так же не наделяет должностных лиц органов, осуществляющих охрану ООПТ регионального значения, полномочиями, равными полномочиям госинспекторов, осуществляющих охрану ООПТ федерального значения, таким образом, значительно суживая их компетенцию.

При осуществлении охраны ООПТ регионального значения государственные инспектора по охране особо охраняемых природных территорий подвергаются той же опасности, что и инспектора по охране ООПТ федерального значения, однако, они не имеют права при исполнении своих служебных обязанностей на ношение и использование огнестрельного оружия, других спецсредств и средств индивидуальной защиты.

Федеральный закон об ООПТ предусматривает перечень прав государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков (статья 34). В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона работники, осуществляющие охрану территорий государственных природных заказников федерального значения, пользуются теми же правами, что и государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями. Таким образом, работники, осуществляющие охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения, наделяются полномочиями по охране в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

В связи с тем, что наделение законом субъекта Российской Федерации работников, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения, такими же правами, что и у государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, вступает в противоречие с некоторыми нормами федерального законодательства, возникает правовая неопределенность в части осуществления инспекторами (регионального значения) полномочий. В настоящее время данная ситуация никак не разрешается, что на практике влечет множество проблем.

Законопроектом, подготовленным краевыми органами власти, предлагается распространить полномочия государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков на работников, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

Как правило, на территориях многих субъектов Российской Федерации охрана особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется не только через специально созданные для этой цели структурные подразделения, но и через учреждения, специально созданные для этих целей. Такими учреждениями в большинстве субъектов Российской Федерации являются Дирекции по особо охраняемым природным территориям.

В целях наделения работников указанных учреждений такими же полномочиями, как и у работников структурных подразделений, созданных специально для охраны особо охраняемых природных территорий, край выступил с законодательной инициативой (Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 07.12.2007 № 3-9467П), где предлагается пункт 3 статьи 35 Федерального закона об ООПТ после слов "структурные подразделения," дополнить словом "учреждения", а именно, внести в статью 35 следующие изменения:

  1. в пункте 2 слова "территорий государственных природных заказников федерального" заменить словами "особо охраняемых природных территорий федерального и регионального";
  2. пункт 3 после слов "структурные подразделения" дополнить словом "учреждения".

Для обеспечения эффективной охраны ООПТ регионального значения предлагается наделить работников, осуществляющих их охрану, правами государственных инспекторов по охране государственных заповедников и национальных парков, в связи с чем, статью 35 Федерального закона необходимо дополнить п.4 «Работники структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, созданных для охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, пользуются теми же правами, что и государственные инспекторы по охране государственных природных заповедников и национальных парков».

Для наделения полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях на территории ООПТ регионального значения органов, уполномоченных по охране ООПТ регионального значения и осуществления эффективного контроля за соблюдением режима ООПТ необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и дополнить статьей 23.25` «Органы охраны территории особо охраняемых природных территорий регионального значения»:

  1. Органы, уполномоченные по охране особо охраняемых природных территорий регионального значения рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 настоящего Кодекса, совершенных в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе главные государственные инспектора по охране особо охраняемых природных территорий регионального значения, их заместители.

Правовое регулирование отношений в области ООПТ основывается также и на законах, регулирующих вопросы лесного, земельного, водного, бюджетного, градостроительного, административного законодательства и иных нормативных правовых актах. Поэтому необходимо рассматривать и внесение изменений в смежное законодательство для подкрепления правового статуса региональных ООПТ и обеспечения эффективной охраны уникальных природных комплексов и объектов.





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru